Войти Выйти

Вдовин Иннокентий Степанович

Перейти к: навигация, поиск

Вдовин Иннокентий Степанович

09 декабря 1907, г. Братск Иркутской губернии — 25 декабря 1996, Ленинград

Биография, образование, карьера:

Vdovin.jpg

Из семьи служащего. В 1926-1930 гг. учитель начальной школы села Карага Карагинского района Камчатской области. В 1930-1932 гг. студент северного отделения ЛГПИ им. А.И. Герцена, ученик В.Г. Богораза. В 1932-1934 гг. преподаватель кочевой школы на Чукотке. В 1934-1937 гг. студент северного отделения ЛИФЛИ. В 1935-1941 гг. редактор ЛО Учпедгиза. В 1937-1940 гг. аспирант НИА ИНС, в 1940-1942 гг. младший научный сотрудник ИНС. В 1942-1946 гг. директор Боханского педагогического училища (Иркутская область). В 1946-1953 гг. преподаватель, доцент ЛГУ. В 1946-1948 гг. младший научный сотрудник, в 1948-1956 гг. старший научный сотрудник ИЯ АН СССР. В 1956-1971 гг. старший научный сотрудник, в 1971-1978 гг. заведующий, в 1978-1996 гг. старшийнаучный сотрудник, ведущий научный сотрудник сектора Сибири ЛЧ ИЭ АН СССР (с 1991 г. — МАЭ РАН). 4.12.1941 в Ленинграде в ИИ АН СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему «История русско-чукотских отношений до XX в.». 27.04.1965 в ИЭ защитил докторскую диссертацию (по монографии) «Очерки истории и этнографии чукчей».


Сфера научных интересов:
История и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; этноязыкознание; создание и развитие письменности на чукотском и корякском языках; изучение истории исследования палеоазиатских языков, культуры палеоазиатских народов; исследование истории и этнографии народов северо-востока Сибири.


Основные публикации:

• Расселение народностей Северо-Востока Азии во второй половине XVII в. и в начале XVIII в. // Известия ВГО. 1944. Т. 76. Вып. 5. С. 250-265;

• История изучение палеоазиатских языков. М.; Л., 1954;

• Эскимосские элементы в культуре чукчей и коряков // ТИЭ. Научный сборник. 1961. Т. 64. С. 27-64;

• Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965;

• Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение // Сборник МАЭ. 1971. Т. 27. С. 275-299;

• Юкагиры в этнической истории коряков и чукчей // Этническая история народов Азии. Л., 1972. С. 99-113;

• Очерки этнической истории коряков. Л., 1973;

• Религиозные культы чукчей // Сборник МАЭ. 1977. Т. 33. С. 117-171;

• Влияние христианства на религиозные верования чукчей и коряков // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 86-114;

• Актуальные проблемы этнографии аборигенного населения Сибири и Севера //Этнографические аспекты изучения современности. Л., 1980. С. 16-28;

• Чукотские шаманы и их социальные функции // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. С. 178-217;

• Роль географического фактора в истории народов Сибири (по материалам Северо-Востока // Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ. Л., 1984. С. 184-198;

• Из истории становления социальной организации аборигенов Северо-Востока Сибири // Этнические культуры Сибири: проблемы эволюции и контактов. Новосибирск, 1985. С. 3-9;

• Русские и советские ученые о народностях Дальнего Востока и проблемы историко-этнографического исследования региона // Народы Дальнего Востока СССР в XVIII-XX вв.: Историко-этнографические очерки. М., 1985. С. 17-39;

• Язык как историко-этнографический источник (на материалах чукотских и корякских языков) // Известия СО АН СССР. Серия «История, филология и философия». 1987. № 10. Вып. 2. С. 47-57;

• Этногенез и этнические связи ительменов // История и культура ительменов. Л., 1990. С. 14-39;

• В.Г. Богораз-Тан — ученый, писатель и общественный деятель // СЭ. 1991. № 2. С. 82-92.


О нем:

Решетов А.М., Таксами Ч.М. Памяти И.С. Вдовина // ЭО. 1999. № 3. С. 124-129.


Автор: А.Р., ред.